Новости ЖКХ

Реформа тарифного регулирования: проект ФАС России нацелен на устранение хаоса в тарифообразовании

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) представила итоговый проект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который направлен на упорядочение и ликвидацию хаотичного тарифообразования в различных отраслях экономики. Этот проект был согласован с Министерством экономического развития России и уже в 2019 году может быть принят как основа для нового тарифного регулирования.

Как отметил Руководитель ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев, в настоящее время сферу тарифообразования регулируют около 150 нормативных актов, включая 18 федеральных законов и более 100 методических рекомендаций, ранее разработанных Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. «Ситуация, когда множество актов дает возможность установить практически любые тарифы для любых организаций, привела к существенным искажениям в ценообразовании», — подчеркнул Артемьев.

В результате многолетнего применения различных тарифных решений в разных регионах возникла серьезная диспропорция: тарифы на водоснабжение в одном регионе могут различаться в 54 раза, а тарифы для схожих компаний — в 8 раз. В сфере теплоснабжения также наблюдаются значительные различия — до 12 раз. Новый проект ФАС России предполагает внедрение более прозрачного и сбалансированного метода тарифообразования с использованием сравнительного анализа затрат, который в отрасли называют эталонным.

Метод эталонного тарифообразования поможет обеспечить большую прозрачность в деятельности жилищно-коммунальных организаций, что, в свою очередь, позволит потребителям точнее понимать, за что они платят в квитанциях за ЖКУ. Этот подход направлен на сохранение инвестиционной привлекательности отраслей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Генеральный директор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Вячеславович Макрушин отметил, что применение эталонного метода позволит снизить стоимость транспортировки воды для малых сетевых организаций. Однако он добавил, что расходы на ремонт и замену сетей, скорее всего, приведут к увеличению тарифов, если текущего финансирования не будет достаточно.

Согласно данным ФАС России, большинство регионов России имеют завышенные тарифы. Вместо того чтобы снижать цены, проект предполагает направление выявленной разницы между текущими тарифами и эталонными значениями на инвестиционные цели. Такой подход будет реализовываться с учетом утвержденных планов и под контролем региональных властей.

Кроме того, в рамках тарифной реформы предусмотрен принцип долгосрочности: установление цен на более длительные периоды позволит снизить нагрузку как на антимонопольные органы, так и на сами коммунальные компании.

Значимым шагом в реформировании тарифного регулирования является также отмена перекрестного субсидирования, что будет происходить автоматически при внедрении экономически обоснованных тарифов.