Новости ЖКХ

ФАС России передаст тарифное регулирование Правительству РФ: ключевые изменения

Новый законопроект «О государственном регулировании цен (тарифов)» предполагает перераспределение полномочий в сфере тарифного регулирования. В случае его принятия Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) сохранит лишь процедурный контроль, тогда как содержательное регулирование перейдет в ведение Правительства РФ.

История вопроса

С момента объединения в 2015 году ФАС России и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) ведомство выполняло функции единого тарифного регулятора на федеральном уровне. Однако концепция унификации регулирования вызывала критику со стороны участников рынка, которые указывали на неучет отраслевой специфики. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев неоднократно подчеркивал, что ведомственный подход приводит к ценовым диспропорциям.

Какие изменения предлагает законопроект?

Документ предполагает, что ФАС России утратит полномочия по содержательному регулированию тарифов. Ключевые политические решения в этой сфере перейдут под контроль Правительства РФ, включая:
  • Определение порядка государственного регулирования тарифов.
  • Формирование основ ценообразования.
  • Установление перечня регулируемых тарифов.
  • Разработку методик расчета тарифов и предельных значений.
  • Согласование глав региональных комиссий по тарифам.
  • Утверждение инвестиционных программ государственных монополий.

Роль ФАС России

ФАС России сохранит функции процессуального контроля, а также доминирующее положение над отраслевыми регуляторами. Ведомство будет обеспечивать соблюдение антимонопольных требований, аналогично своей роли в сфере госзакупок. При этом законы «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» и другие отраслевые нормативные акты будут приведены в соответствие с новой моделью тарифного регулирования.

Позиция ФАС и Правительства

По словам заместителя главы ФАС России Сергея Пузыревского, отраслевые особенности будут учтены при разработке актов Правительства РФ. Основные спорные нормы вынесены в подзаконные акты, что позволит гибко адаптировать тарифную политику под специфику различных отраслей.
Еще одно важное нововведение законопроекта — предоставление Правительству РФ полномочий по установлению не только максимальных, но и минимальных уровней роста тарифов. Такой механизм может быть использован для стимулирования госмонополий к увеличению инвестиционных программ.

Последствия для отрасли

Передача тарифного регулирования Правительству РФ может привести к более гибкой и адаптированной системе тарифообразования, учитывающей макроэкономические приоритеты и отраслевую специфику. Однако открытым остается вопрос о согласованности тарифной политики с целями ускоренного экономического роста. Позиция экономического блока Правительства РФ по этому вопросу пока официально не озвучена.