Минстрой России не согласовал утверждение эталонных тарифов
Введение эталонных тарифов в сфере ЖКХ, предложенное Федеральной антимонопольной службой (ФАС), столкнулось с серьезными возражениями со стороны Министерства строительства и ЖКХ России. Ведомство не поддержало проект Постановления Правительства, указав на невозможность корректного расчета усредненных затрат и риски для коммунальной инфраструктуры.
Проблема тарифного регулирования
Вопросы формирования тарифов на коммунальные услуги остаются одной из острейших проблем отрасли. По данным ФАС, разница в тарифах между регионами может достигать 54 раз, а россияне в среднем переплачивают более 100% себестоимости услуг.
В качестве решения предлагалось введение эталонных тарифов — механизма, ограничивающего рост тарифов выше определенного норматива. Планировалось, что переход на новый метод пройдет с 2021 по 2023 год. Однако Минстрой России не согласовал проект, усомнившись в его эффективности.
Позиция Минстроя и экспертного сообщества
Минстрой РФ указал, что отсутствует объективная методика определения эталонных затрат по регионам, а следовательно, невозможно достоверно определить сроки перехода на новый механизм. Ведомство считает, что утверждение проекта на данном этапе преждевременно.
С критикой инициативы выступили и отраслевые эксперты:
Елена Довлатова, исполнительный директор РАВВ, подчеркнула, что пока неясно, будут ли эталоны относиться к самим тарифам или к расходам ресурсоснабжающих организаций.
Григорий Терян, председатель совета директоров «Российских коммунальных систем», отметил, что арифметическое усреднение затрат для несвязанных между собой предприятий невозможно обосновать экономически.
Павел Склянчук, ответственный секретарь экспертного совета Комитета Госдумы РФ по ЖКХ, добавил, что контроль за тарифной политикой должны осуществлять контрольно-надзорные органы, а не вводиться формула усреднения.
Что дальше?
Минэкономразвития РФ готовит таблицу разногласий по проекту для передачи ее в Минстрой России. Параллельно РАВВ предложила оцифровать технологические процессы ресурсоснабжающих организаций, чтобы сформировать объективную базу для тарифного регулирования.
Таким образом, процесс перехода к эталонным тарифам остается под вопросом, а ключевые ведомства продолжают поиск компромиссного решения.