Введение эталонных тарифов в сфере ЖКХ, предложенное Федеральной антимонопольной службой (ФАС), столкнулось с серьезными возражениями со стороны Министерства строительства и ЖКХ России. Ведомство не поддержало проект Постановления Правительства, указав на невозможность корректного расчета усредненных затрат и риски для коммунальной инфраструктуры.
Проблема тарифного регулирования
Вопросы формирования тарифов на коммунальные услуги остаются одной из острейших проблем отрасли. По данным ФАС, разница в тарифах между регионами может достигать 54 раз, а россияне в среднем переплачивают более 100% себестоимости услуг.
В качестве решения предлагалось введение эталонных тарифов — механизма, ограничивающего рост тарифов выше определенного норматива. Планировалось, что переход на новый метод пройдет с 2021 по 2023 год. Однако Минстрой России не согласовал проект, усомнившись в его эффективности.
Позиция Минстроя и экспертного сообщества
Минстрой РФ указал, что отсутствует объективная методика определения эталонных затрат по регионам, а следовательно, невозможно достоверно определить сроки перехода на новый механизм. Ведомство считает, что утверждение проекта на данном этапе преждевременно.
С критикой инициативы выступили и отраслевые эксперты:
- Елена Довлатова, исполнительный директор РАВВ, подчеркнула, что пока неясно, будут ли эталоны относиться к самим тарифам или к расходам ресурсоснабжающих организаций.
- Григорий Терян, председатель совета директоров «Российских коммунальных систем», отметил, что арифметическое усреднение затрат для несвязанных между собой предприятий невозможно обосновать экономически.
- Павел Склянчук, ответственный секретарь экспертного совета Комитета Госдумы РФ по ЖКХ, добавил, что контроль за тарифной политикой должны осуществлять контрольно-надзорные органы, а не вводиться формула усреднения.
Что дальше?
Минэкономразвития РФ готовит таблицу разногласий по проекту для передачи ее в Минстрой России. Параллельно РАВВ предложила оцифровать технологические процессы ресурсоснабжающих организаций, чтобы сформировать объективную базу для тарифного регулирования.
Таким образом, процесс перехода к эталонным тарифам остается под вопросом, а ключевые ведомства продолжают поиск компромиссного решения.